Помпы (водяные насосы)
Помпа или водяной насос отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости, обеспечивая эффективное охлаждение двигателя. Располагается насос в передней части дизельного или бензинового двигателя и имеет электрический или механический привод (второй вариант наиболее распространен из-за простоты ременной передачи).
Конструктивно водяная помпа ВАЗ состоит из рабочего колеса (крыльчатка), которое закреплено со шкивом на валу. Насос заключается в чугунный или пластиковый корпус, где имеются каналы для подвода и отвода охлаждающей жидкости. Корпус крепится непосредственно на блоке цилиндров двигателя, а между ними находится специальная прокладка, предупреждающая утечку антифриза при работе. Приводной вал устанавливается на подшипниках, а в месте его выхода из корпуса расположено уплотнение.
Признаки неисправности помпы Лада, Калина
Насос играет важную роль в системе охлаждения двигателя, обеспечивая непрерывную циркуляцию жидкости по двигателю, радиатору, всем патрубкам, поэтому даже небольшое снижение эффективности может привести к перегреву двигателя. Если же помпу Калина полностью заклинит, то может привести к обрыву ремня ГРМ с повреждением клапанов на двигателе, поэтому важно знать следующие симптомы неисправности:
- подтеки охлаждающей жидкости под автомобилем и снижение уровня;
- неравномерный износ ремня ГРМ;
- перегрев двигателя;
- холодный воздух от печки при нагретом двигателе;
- посторонние шумы.
Чаще всего причиной выхода из строя водяной помпы становятся следующие причины:
- разрушение крыльчатки;
- заклинивание подшипников;
- нежесткое крепление колеса на валу;
- течь через прокладку или сальник;
- некачественный монтаж или сам насос;
- естественный износ.
Обратим внимание, что даже небольшая течь антифриза очень опасна и важно как можно быстрее обращаться на СТО для ремонта, контролируя уровень в расширительном бачке и производя долив. Причина в возможности в любой момент усиления течи, что приведет к потере давления в системе и ухудшению охлаждения двигателя.
Когда стоит заменить помпу на ВАЗ?
Водяной насос относится к категории расходников, которые необходимо периодически менять. Производители рекомендуют делать это каждые четыре года или 60 000 километров пробега. В реальности качественная помпа Калина служит около 100 000 километров, поэтому обычно ее меняют вместе с антифризом и второй заменой ремня ГРМ.
Теоретически насос можно отремонтировать, но, учитывая сколько стоит помпа на ВАЗ, делать это нерационально из-за ее невысокой цены. Кроме этого отремонтированное оборудование часто имеет меньшую надежность по сравнению с новым насосом, поэтому лучше заплатить за помпу ВАЗ цену в пределах нескольких тысяч, чем столкнуться с дорогостоящим ремонтом двигателя.
Как заменить водяную помпу ВАЗ
Сама процедура демонтажа помпы зависит от количества клапанов на вашем автомобиле. Разница связана с количеством роликов-натяжителей (у 8-клаппанного он один, а у 16-клапанного два). Процесс замены в первом случае идет следующим образом:
- снимите защитный кожух ГРМ;
- ослабьте либо вовсе снимите ролик натяжения;
- ослабьте генератор и снимите его ремень и ГРМ;
- слейте антифриз и отсоедините шланги;
- снимите защитную крышку и саму помпу.
Сборка идет в обратном порядке, но перед установкой новой помпы нужно тщательно очистить поверхности от грязи и остатков прокладки, которые могут вызвать перекос. Дополнительно для предупреждения утечке антифриза поверхность прокладки нужно с двух сторон промазать красным герметиком. Обязательно после замены водяного насоса выставить метки ГРМ из-за риска смещения коленвала относительно распределительного.